Сайт о здоровье

 

 

Криз.РФ

Панические атаки

Роль отца и матери

В литературе обсуждается отдельно роль отца и матери. Одни авторы придают большее значение нарушенным отношениям с матерью. Так, Sullivan полагает, что причина невроза — нарушенные межличностные отношения, главным образом между матерью и ребенком. То есть имеет значение, какова была мать (эгоистичная, деспотичная, невротичная) и как складывались отношения «мать-дитя». Другие авторы считают, что наибольший риск в развитии панических расстройств принадлежит конфликтам в отношениях отца с ребенком (его доминирующая роль, строгость, гиперопека), конфликт с ним как главой семьи и возникающее при этом чувство вины лежат в основе тревоги. Однако большинство авторов недифференцированно оценивают характер родителей и детско-родительские отношения. Так, больные паническими расстройствами в исследовании Shear и др. описывали по крайней мере одного из родителей как злого, устрашающего, слишком критичного, контролирующего; отмечали пассивно-страховый характер матери или отца, алкоголизм одного из них.
Психогенные факторы детства изучались нами совместно с Шепелевой И.П. и Поповой О.П. с помощью:
Клинического анализа детских психогений;
Психометрической оценки пациентом:
А. Уровня привязанности и родительской опеки (анкета PBI);
Б. Характера каждого и5 родителей, его роли в воспитании пациента и брака родителей (анкета Бетхера).
Как видно, более чем у половины больных выявлены детские психогении: конфликты между родителями, в т.ч. и с драматическими эпизодами, разлучение с родителями, патологические отношения с одним из родителей. При дифференцированном подходе в зависимости от типа пароксизма (панические атаки или демонстративные припадки) существенных различий обнаружено не было.
При стандартном (анкетном) измерении детско-родительских отношений в 3-х сериях исследований удалось показать, что для всех групп больных характерна большая опека (гиперпротекция) со стороны родителей и меньшая привязанность к ним, чем в контрольной группе, причем эти отклонения в воспитании максимально выражены в группе демонстративных припадков.

Обсуждение закрыто.